Когда человека впервые бросают за решетку по политическим мотивам, да еще угрожают большими сроками, его близких настигает кризис. Между этим мгновением, и мгновением, когда его мать, отец или жена вновь придут в себя, они, как точно подметил Б. Вернер, проживают период прозрения.
Такой период переживают сегодня родственники 24 арестованных по «делу патриотов». Помочь им - важная задача.
В феврале 2011 года лично мне помогла прозреть, помогла понять, «какой может быть истинная свобода», встреча, организованная «Солидарностью» и "Весной". На ту встречу были приглашены юристы, правозащитники, медики, люди, чьи близкие были задержаны за Площадь, чьи дети уже имели к тому моменту опыт тюремного заключения за общественно-политическую деятельность. Этим людям я поверила.
Что сблизило и даже сроднило меня с этими людьми?
Общность судьбы. Их открытость и искренность. Убежденность, что добро побеждает зло. Вера в себя, своих близких, в демократическое будущее Беларуси. Умение противостоять давлению судебной и тюремной системы в условиях диктатуры. Помощь, которую оказали мне эти люди в преодолении страха и разрушении ошибочных установок («Позор, что твой близкий в заключении», «Выпустят, главное не иметь дело с оппозицией», «Надо просить Лукашенко о помиловании», «Президент не в курсе, что творит милиция» и др.). А еще информация из первых рук о том, что такое белорусская тюремная система, как помочь своему близкому за решеткой, как помочь себе, и, конечно, эмоциональные рассказы о белорусах, отсидевших в застенках и обретших свободу.
Вспоминая февральский вечер 2011 года, разговоры с Татьяной Северинец, Татьяной Ким, Галиной Васильевной Сивчик, Аллой Владимировной Санниковой, свое состояние до и после встречи, понимаю, как необходимо сегодня такое общение родителям, женам, любимым 24 арестованных по «делу патриотов».